Начиная с 1840-х в художественном серебре, как и во всем русском декоративно-прикладном искусстве в целом, начал происходить динамичный процесс создания своей национальной школы в рамках общеевропейской культуры. Это привело к оформлению «русского стиля» как самостоятельного явления в художественном серебре России. Интерес русского общества к отечественной истории способствовал рождению предметного и образного мира русской старины в художественном серебре России. В изделиях из серебра российских умельцев помимо новых, самобытных сюжетов отчетливо проявлялась тенденция к созданию оригинальной формы и декора, что зачастую ассоциировалось в общественном сознании с использованием или имитацией русской традиции обработки и украшения серебра: применение скани (филиграни), чеканки, гравировки, эмали по скани и по литью, полихромной эмали. Многообразие декоративных и технических приемов отделки серебра в России во второй половине XIX – начале XX века позволяет назвать это время поистине «золотым веком» русского художественного серебра.